Не секрет, что далеко не у всех из вас есть возможность выписывать наши профессиональные издания, но практически у всех есть доступ к их электронным версиям в Интернете. Но… их такое большое количество, а времени, как всегда, так мало! Предлагаем краткий библиографический обзор последних поступивших в наш фонд выпусков журналов: «Библиотечное дело», «Современная библиотека», «Библиотека в школе», «Школьная библиотека», «Университетская книга».
Надеемся, что сможем помочь вам сэкономить время и найти то, что поможет в вашей работе. До встречи, коллеги!
О молодежи — серьезно и ответственно / М. П. Захаренко // Библиотечное дело. — 2015. — № 23. — С. 22-24.
Международный конгресс «Современная молодежь в современной библиотеке», который прошел в сентябре в РГБМ собрал библиотекарей не только со всей России, но в нем приняли участие специалисты из Луганска, Швеции. В формате круглого стола интересно и продуктивно прошло обсуждение темы о роли библиотек в поддержке современной молодежи в предпринимательстве и развитии их интеллектуального и научно-технического потенциала. Коллеги из Санкт-Петербурга презентовали проект «Открытая мастерская», Слава Григорьевна Матлина провела мастер-класс «Творческая личность в библиотеке», целью которого было показать, что если профессия библиотекаря и является массовой, то эффективная публичная библиотека – это всегда авторское творение.
Экспертирование современного литературного потока в пору претензий к новейшей литературе / Е.А. Селютина // Библиотечное дело. — 2015. — № 23. — С. 38-44.
Почему современная литература вызывает столько разногласий и споров, противоречивых мнений и суждений? Учит ли чему-либо современная литература? Автор пытается разобраться в этих вопросах, а заодно и определиться с критериями отбора литературы для чтения студентами. Стоит ли лихорадочно перебирать новинки, или, может быть, дать им «отстояться» на полке времени?
Чтение для имиджа или удовольствия? / Л. Ф. Борусяк // Библиотечное дело. — 2015. — № 22. — С. 8-12.
Анализ ценности чтения и читательских предпочтений современной России по данным опроса, проведенного «Левада – центром» в апреле 2015 года, показал нерадостную картину – идет десакрализация* классики. Может быть, время классической литературы и ее ценностей ушло? А так ли вечна классика? Понятна ли она современной молодежи? Останутся ли в школьной программе по литературе классические произведения? Списки «на вылет» от современного школьника.
*Десакрализация – обесценивание сакральных (священных) образцов, религиозных преставлений, мировоззренческих установок. Утрата священных смыслов, содержания, ценности.
Читающая Россия на рубеже тысячелетий / А. Н. Ванеев // Библиотечное дело. — 2015. — № 22. — С. 13-14.
На протяжении 16 лет (1995-2011гг) Центром чтения Российской национальной библиотеки проводилось исследование, результаты и выводы которого послужили материалом для создания монографии «Читающая Россия на рубеже тысячелетий».
Эта монография ценна тем, что она развенчивает несколько мифов: вопреки всем устоявшимся мнениям, которые так распространяют СМИ, современная молодежь читает. Второй миф – читательская активность (культура) провинциальных городов не выше и не ниже столичной. Особое достоинство монографии в том, что она стремится реабилитировать давно забытое всеми руководство чтением, как важный признак высокого профессионализма библиотекарей.
Как сделать человека счастливым? / Е. Э. Протопопова // Библиотечное дело. — 2015. — № 22. — С. 15-19.
Достоверно известно, что человек не станет увлеченно читать, пока не найдет книгу, созвучную его душе, интеллекту, переживаниям. Библиотекари Новокузнецка полагают, что девиз «Книга – источник знаний» сегодня устарел и его пора сменить на – «Книга – источник эмоций». А еще они делятся практическим опытом по привлечению к чтению и повышению престижа Человека Читающего.
Осмысленное чтение и читательский инфантилизм / В. Н. Руднев // Библиотечное дело. — 2015. — № 22. — С. 20-22
Сегодня творческий читатель, способный на осмысленное чтение – «вымирающий вид». А современная молодежь лишь частично владеет техникой чтения. У них не развит словарный запас, отсутствует образное мышление, язык беден. Автор пытается найти ответы на извечные русские вопросы — «Кто виноват?» и «Что делать?».
Кто виноват в том, что после 11 лет изучения литературы в школе, из нее выходят инфантильные, начисто лишенные образного мышления, с низким уровнем читательской культуры люди? Что привело к этой проблеме? Тестовые задания в формате ЕГЭ, которые никак не способствуют выражению своих мыслей, переживаний, вызванных прочтением программных произведений.
Что делать? Один из выходов — пересмотр учебной программы, изменение формы изучения и преподавания литературы.
Также автор считает, что большое внимание следует уделять обучению будущих библиотечных специалистов творческому осознанному чтению.
Читающий мужчина — успешный мужчина / О. Платонова // Библиотечное дело. — 2015. — № 22. — С. 23-26
В чем разница между мужчиной, обитающим на домашнем диване и мужчиной высоких скоростей и больших жизненных запросов? Как смотивировать молодых мужчин изменить свою жизнь к лучшему и возможно ли это? На эти непростые вопросы попробовали ответить библиотекари Белгородской области. Библиотечный проект «Читающий мужчина ХХІ века» показал, что все возможно, если подойти к делу с фантазией и профессионально.
«Читаем вкусно! Играем грамотно! Живем ярко!» / Н. Роева // Современная библиотека. — 2016. — № 1. — С. 14-17
«Это не ярмарка, а настоящий книжный праздник!» – так отзывались о мероприятии те, кому посчастливилось там побывать. Как получилось объединить под одним шатром (1000 м.кв.) 20 издательств, книжную ярмарку, читальные залы, абонемент, детскую площадку, антикафе, творческие встречи с писателями и литературно-фольклорную гостиную – об этом поделились коллеги из Удмуртии.
Библиотекарь должен быть красивым! / Н. Кузнецова // Современная библиотека. — 2016. — № 1. — С. 42-44
Каким должен быть современный библиотекарь? Красивым! – считают библиотекари Омской ЦБС. Проект «Библиотекарь Красивый», который длился 6 месяцев, преследовал весьма скромные цели – всего-то развенчать устаревший стереотип о библиотекаре, как о занудной и злобной старушенции в очках, мало понимающей происходящее вокруг… Финал проекта показал, что библиотекари не только красивые, а еще и целеустремленные, креативные, артистичные. А еще — они стали узнаваемыми на улицах города, как настоящие телезвезды, а в библиотеках резко повысилась посещаемость…
Выигрывают неожиданные решения в абсолютно незаданном пространстве: интервью директора бюджетного учреждения «Омские муниципальные библиотеки» Н.Л. Чернявской / беседовала Л. Казаченкова // Современная библиотека. — 2015. — № 10. — С. 15-17.
В рамках Девятых Липецких чтений состоялся вебинар «Чтение: проекты, опыт, идеи», во время которого свой взгляд на проблему продвижения чтения высказали представители различных библиотек России и Беларуси. Продвигать книгу и чтение можно разными способами, но сейчас все заметней тенденция неожиданных решений в абсолютно незаданном пространстве. Сегодня в тренде проекты активно-творческого характера.
Услышать, понять и… не мешать / Г. Гурова // Современная библиотека. — 2015. — № 10. — С. 22-25.
Новый проект Центральной городской молодежной библиотеки им. Светлова (г. Москва) придумали и осуществили сами читатели. Библиотека же была только соучастником, а не главным действующим лицом, как обычно.
Пока старшее поколение сетует, что молодежь растет равнодушной и замкнутой, эта же молодежь живет в своем мире и предлагает присмотреться и прислушаться к ним.
Краеведческая феерия / И. Б. Фомичева // Современная библиотека. — 2015. — № 10. — С. 47-51.
Во время Красноярской ярмарки книжной культуры состоялся семинар «Новое краеведение», посвященный способам и формам работы с историческим наследием и архивными материалами. Участники семинара представили яркие примеры удачных краеведческих проектов, которые уже в действии.
«Тройка… Семерка, дама…» / А.А. Олейников // Библиотека в школе. – №1. – 2016г. – С. 8-10.
Писатель, который никогда не мечтал работать в школе, ведет уроки литературы… и стремится найти лекарство от «не чтения» для своих учеников. Как сделать чтение для детей и подростков интересным, полезным и развивающим, а еще и пожизненной привычкой. Автор убежден, что пока не возникнет настоящей затрагивающей связи между текстом и собственной жизнью ребенка или подростка, все, что мы делаем в школе (и в библиотеке!) – все зря! Все пройдет мимо и никакие методы, никакие фокусы и инновации не заставят искренне полюбить чтение.
Совещание как событие / Т.В. Рудишина // Библиотека в школе. – 2016г. – №1. – С. 11-25.
Вокруг ежегодного совещания директоров детских и детско-юношеских библиотек, которое проходило в сентябре и посвящалось Году литературы, витала особая атмосфера, которая была наполнена сотнями интересных идей и проектов, которыми делились участники со всей России. Вы не знаете как договориться с Теплокомунэнерго, чтобы они разместили на своих квитанциях рекламу о библиотеке? Тогда читайте эту статью, и вы откроете для себя много секретов библиотечного маркетинга!
Город читает / В.В. Комарова // Библиотека в школе. – 2016г. – №1. – С. 52-53.
Как сделать библиотеку телезвездой? Опыт коллег из Братской ЦБС показывает, что это совсем не сложно! Надо просто очень захотеть и следовать некоторым правилам. Вот уже три года как успешно работает информационно-просветительский проект «Город читает» — совместное детище библиотеки и телерадиокампании «Братск». А начиналось все с несмелой идеи о нескольких видеороликах в телеэфире.
Современная литература для подростков / С. Лабузнова // Школьная библиотека. – 2016г. – №1. – С. 32-35.
Проблеме свободного чтения, как альтернативы чтения «по списку», литература для подростков и какой она должна быть – этим вопросам уделялось особое внимание во время Международной научной конференции «Психология и литература в диалоге о человеке», посвященной Году литературы. За одним столом собрались специалисты из разных отраслей – учителя, психологи, писатели. Ходит ли современный школьник в библиотеку? Есть ли обратная связь у читателя с автором книги? Кто расскажет школьникам о современных книгах – учителя, библиотекари, интернет-сайты? Кто они – авторы книг для подростков? Эти и многие другие вопросы активно обсуждались во время круглого стола в рамках конференции.
Живые страницы / С. Певнев // Школьная библиотека. – 2016г. – №1. – С. 70-71.
Инновационное прочтение классики предлагает нам интерактивный проект «Живые страницы», который был запущен в Год литературы департаментом корпоративных отношений Самсунг в Москве, и ориентирован на самую широкую аудиторию. Презентовала его интерактивным приложением к роману Л.Н. Толстого «Война и мир» правнучка писателя Фекла Толстая. В планах департамента — приложение к роману Ф.Н. Достоевского «Преступление и наказание».
Пять тысяч идей для библиотеки // Университетская книга. – 2016. – №1. – С. 50-51.
Прежде, чем обновить библиотечную сеть, правительство Москвы решило обсудить эту проблему с общественностью. Был проведен краудсорсинг-проект «Моя библиотека», который привлек 11 тыс. участников и породил… ни много, ни мало – пять с половиной тысяч идей по совершенствованию работы библиотек.
Библиотекарь года // Университетская книга. – 2016. – №1. – С. 78-79.
Подведены итоги Всероссийского конкурса «Библиотекарь года». Победителем стала библиотекарь из Югры – Татьяна Чарикова. Ей вручили Диплом и главный приз – 100 тыс. рублей. Журнал «Университетская книга», как постоянный партнер этого конкурса, наградил специальным призом (ценным подарком) и годовой подпиской на журнал Елену Плахотскую, заведующую читальным залом Симферопольской Центральной городской библиотеки им. А. Пушкина, как одного из лидеров онлайн-голосования.