В условиях всеобщей доступности документов, в том числе и через Интернет, большое значение приобретает умение искать, отбирать и оценивать информацию, избавляться от «информационного мусора», защищаться от потенциально вредного контента.
Этими причинами было обусловлено появление в Тамбовской областной универсальной библиотеке культурно-образовательного проекта «ШИК» ( Школа информационной культуры).
В настоящее время библиотека трансформирует свою деятельность по формированию библиотечно-библиографических знаний, расширяя ее до информационной культуры личности, и опробует новые формы и методы работы. В качестве стратегического направления она выбрала сетевое взаимодействие со школами и научными обществами школ.
В первую очередь «ШИК» рассчитан на ребят, которые ведут научно-исследовательскую работу, мановцев. Разработана единая программа, состоящая из 2 частей:
— информационный потенциал общества и его использование
— аналитико-синтетическая переработка информации и представление результатов деятельности.
Первая часть знакомит ребят с ролью информации в жизни человека, с информационными ресурсами и поисковыми возможностями библиотек, в т.ч электронных . Школьникам рассказывают о современных технологиях доступа к ресурсам на примере информационной системы Президентской библиотеки и об особенностях различных видов поиска в Интернете.
Во второй части большое внимание отводится освоению правил библиографического описания традиционных и электронных ресурсов, современному подходу в составлении списка использованных источников и изучению технологии работы над докладом и рефератом.
Занятия состоят из лекционной и практической части (мастер-класса). Учебный материал максимально приближен к информационным потребностям школьников – система заданий оптимально интегрирована в образовательную, научно-исследовательскую и познавательную деятельность учащихся.В начале занятий, как правило, проводится опрос, который позволяет определить приоритетные для ребят направления, а использование разнообразных ресурсов, документов, информационных ситуаций делает процесс обучения более адресным. Для того, чтобы облегчить школьникам понимание нового для них материала, изложение происходит в доступной форме, с применением магнитно-маркерной доски, презентаций, раздаточного материала — памяток и закладок. Для самостоятельной работы дается домашнее задание, обычно поискового характера.
Лучшие выпускники ШИКа продолжают обучение в «Школе интеллектуального роста молодежного актива» на базе регионального центра доступа к информационным ресурсам Президентской библиотеки.
Борзова, О.А. «ШИК» — настоящий шик [Текст] / О.А. Борзова // Современная библиотека. – 2016. — № 3. – С. 72-74.