6 января — Сочельник \ Святвечір, багата кутя\ Навечерие Богоявления, сачэўнік, куцця
7 января — Рождество Христово \ Різдво \ Ражджаство Хрыстова, свята каляды Начало Святок, которые идут до 14 января (Старого Нового Года). Коляда́ — народное название и рождественского Сочельника, и Святок от Рождества до Крещения
8 января — Бабий праздник. Праздник каши. Бабьи каши
13 января — Старый Новый. Год. Васильев вечер. Щедрованье. Щедрый вечер \ Василя. Меланки, Меланії. Щедрий вечір, щедра кутя. Всеїдство \ Шчодры вечар, Щедрец
18 января — Крещенский вечер. Канун Богоявления. Голодная кутья. Второй Сочельник \ Голодна кутя, голодний святий вечір
19 января — Крещенье. Богоявление Господне. Начиная с Крещенья начинаются свадебные недели, заканчивали играть свадьбы перед днем на Масленицу \ Водохреща, Йордан, Ордана \ Хрышчэнне Гасподняе. Вадохрышча
15 февраля — Сретенье, Сустретьев день, Зимобор, Пресвятая Мария Громница \ Стрітення Господнє, громниці, зимобор \ Устрэціньне, Грамніцы, Грамнічнік
7-13 марта — Масленичная неделя. Блинница, Блиноедка, Прожорная неделя, Объедуха. Проводы зимы и встреча весны \ Масляна. Колодій \ Масленіца. Коляда масленая
21 марта — Весенний солнцеворот, Вербоносица
22 марта — Сороки, Сорок святых, День Жаворонка \ Сорочини \ Саракi
1 апреля — Пробуждение Домового. Общеславянский праздник
7 апреля — Благовещенье \ Благовіщення. Благовістить на весну \ Дабравешчанне, Звеставанне, Кликанье весны (Гуканне вясны)
24 апреля — Вербное воскресенье \ Вербна неділя (Квітна, Шуткова, Баськова, Пальмова неділя, Неділя ваїй) \ Вербная нядзеля, Вербніца
1 мая — Пасха Христова \ Вели́кдень \ Вялікдзень
8 мая — Лельник, Красная горка
15 мая — Кукушкина неделя, Бабья яичница, Кумитное, Маргоски, День жен-мироносиц православный женский день
19 июня — Троица, Сошествие Святого Духа, Пятидесятница ,Зеленые Святки, Семик, Троицын день \ Трійця, Зелена неділя, Зелені свята \ Сёмуха, Сёмка ,Троіца, Зелянец,Зяленыя святкі
19-25 июня — Русальная неделя \ Русалчин Великдень. Невська неділя \ Русальнiк, граны тыдзень
с 6 на 7 июля — Иван Купала, Иоанна Крестителя. Праздник воды и праздник солнца. День Рождества Святого Иоанна Предтечи \ Івана Купала. Сонцекрес , Іван-травник, Копальний Іван \ Купалле, Купалье , Іван Калдунскі, Свята Сонца і кахання
12 июля — Петров день. День Петра и Павла. Петровка, Рыболов, Зеленый покос, Красное лето \ свято Петра і Павла, Петрівка. Петрів піст \ Пятро, Пятрок, Пятроў дзень, Пётра і Паўла
2 августа — Ильин день. День Ильи-пророка \ Іллі — пророка. Громове свято \ Ілля, Галляш
14 августа — Первый спас. Медовый спас. Мокрый спас. День Маккавея. Лакомка, Медовый праздник, Медолом, Пчелиный праздник, Проводы лета, Спасовка \ Маковія і першого Спаса (медового). Спас на водi. Спасівка Проводи літа \ Маковей, Макава, Макавье, Спас медовик, Медяной спас, Спасовка, Ласовка
19 августа — Второй спас. Яблочный спас. Преображение. Встреча осени. Осенины \ Спас яблучний. Другий Спас. Преображення Господнє. Свято врожаю \ Яблычны Спас, Другі Спас, Вялікі Спас, Сярэдні Спас, Іспас
28 августа — Конец Успенского поста. Успение. Дожинки. Спожинки, Досевки \ Успення Богородиці і перша Пречиста \ Обжинки Пе́ршая Прачы́стая, Зажынкі, Аспажа́, Вялі́кая Спажа́, Сплине , Талака
29 августа — Третий спас. Ореховый спас. Хлебный Спас. Холщовый Спас \ Третій Спас. Хлібний Спас, Горіховий Спас \ Палатняны Спас, Хлебны, Арэхавы , Малы Спас
11 сентября — День Ивана Постного. День Ивана Полетнего. День Ивана Полетовщика. День Ивана Предтеча. День Ивана Крестителя. Праздник «Репы». Репный праздник. В этот день вспоминают о погибших на полях сражений солдатах \ Головосіки. свято Всічення голови святого Пророка Предтечі й Хрестителя Господнього Івана. Іван Пісний \ Иван постный, Иван День, Иван-Галавасек, Калинавик , Іван Крываўнік, Іван Посны, Галаварэз, Сцянцель
14 сентября — День Симеона Столпника. День Семена Летопроводца. Семен День. День Марфы. Начало Бабьего Лета \ Семена. Симеона Стовпника. Початок справжньої осені. Новий Рік до 1700. Почиток старого бабиного літа, яке триває до другої Пречистої \ Сямёна Стоўпніка,Сымон Стаўбун, Сімеон Летаправодзец. Асеніны. Засідкі . Пачатак бабінага лета
21 сентября — Рождество Богородицы. Осеницы. Оспожинки – праздник урожая. Малая Пречистая – конец лету \ Різдво богородиці. Друга Пречиста. Осенина. Сватання. Свято Рожениць \ Нараджэнне Божай Маці, Раство, Другая, Малая, Меншая Прачыстая , Багач, Багатнік, Багатуха, другая Спажа, другі Святок, Гаспожка багатая
27 сентября — Воздвиженье. Воздвижение честного и животворящего креста господня. Капустники \ Воздвиження, Здвиження \ Здзвіжанне, Узвіжанне, Трэція асеніны
30 сентября — День Софии, Вера, Надежды и Любови. Всесветные бабьи именины. Девичий праздник \ день Віри, Надії, Любові та їх матері Софії. Жіночий день.
14 октября — Покров день. Покров Пресвятой Богородицы \ Покрова \ Пакровы ,Пакровы Багародзіцы
4 ноября — День Зимней (осенней) Казанской Богоматери. Казанская Бабья Заступница. На Руси один из главных праздников женщин
8 ноября — День Дмитрия Солунского. Дмитриев день. Большие Осенины, Дмитровская суббота. Дедова. Перед Дмитриевым днем поминают родителей Дмитра \ Осінні діди \ Дзмітрыя Салунскага. Дзень памяці
10 ноября — День Параскевы Пятницы бабьей Заступницы. День Параскевы Льняницы. Льняные смотрины. День Макоши \ Параски. Жіночий день \ Параскева Пяценка, Параскиння , Апякунка. Макошь
14 ноября — День Кузьмы и Демьяна Рукомесленников. Кузьминки. Курятники. Праздник кузнецов. Девичьи праздник \ Кузьми і Дем’яна. День зустрічі зими \ Народнае свята Кузьмы — апекуна кавалеў
21 ноября — Михайлов день, Михаила-архангела, Михаил Архистратиг, Дворовой, Куделица \ Михайла , святого архістратига Михайла ,Михайлів день \ Міхайлаў дзень Міхайла ,Михайла Архайла Михайла Крышедер, Михайла Рахайла
7 декабря — День Катерины санницы. Катеринские гулянья. День Екатерины \ великомучениці Катерини – День дівочої долі \ Катеринин день, Першае катанне на санках, Катеринки
13 декабря — Андрей Первозванный. Андре́ев день . Андреева ночь, Гадальный день \ Андрія. Калита-Андрій \ Андрэй-Варажбiт, Дзявочыя варожбы, Андрейки
14 декабря — День Наума. День Наума-Грамотника.
19 декабря — Никола (Микола) зимний. Николин день. День Николы Чудотворца \ Миколая ,Миколи Чудотворця, Миколай Добрий, Миколи. Зимового Николин день \ Микола ,Ніколы Цудатворца, Мікалай Угоднік. Нікола Зімовы, Никольщина
ИНТЕРНЕТ-навигация
http://www.tamby.info/2016/pravoslavie-calendar.htm
http://www.calend.ru/day/2-13-2016/
http://www.ote4estvo.ru/tradicii-i-prazdniki/
http://russian-traditions.ru/
http://vechervkarpatah.at.ua/publ/svjata_ukrajini/narodni_svjata/35
http://tradicii.com/category/narodnye-prazdniki
http://starbel.narod.ru/kalendar.htm
http://izhlib.ru/pages/belholidays/
http://ng.sb.by/traditsiya/
http://www.calend.ru/holidays
Поздравления в стихах
http://pozdravok.ru/pozdravleniya/prazdnik
Историческая справка
РУССКИЕ
Никто не назовет точную дату появления первого русича в Крыму. Но есть факты — из раннего средневековья, что в Х веке русичи уже прочно утвердились на востоке Крыма и на Тамани, где образовали Тмутараканское княжество. Имеются точные данные о том, что в Кафе (Феодосии) существовала русская церковь, здесь постоянно проживали православные прихожане — русичи.
После присоединения Крыма к России (1783 г.) здесь поселяется много русских: уволенные в отставку солдаты, государственные крестьяне, купцы, ремесленники. В крымские имения перевозят своих крепостных их южных и центральных губерний русские помещики. По окончанию Крымской войны, земли здесь получили солдаты и освободившиеся крестьяне. Возникает множество поселений, основанных совместно русскими и украинскими крестьянами. По данным переписи 1897 года русских в Крыму проживало 45,3% ( в Керчь-Еникальском градоуправлении , Симферопольском . Перекопском, Евпаторийском , в Ялтинском уездах). В 1902-1903 гг. новая волна переселения крестьян из густонаселенных российских губерний.
В 20-30-е годы в Крыму возник ряд сел, основанных рабочими пригородных слободок. Начиная с осени 1944 года русские (параллельно с украинцами и белорусами) прибывали в Крым на восстановление разрушенного войной хозяйства. Переселение шло, в основном, из центральных областей России: Московской, Пензенской, Владимирской, Курской, Воронежской, из Ставропольского края.
УКРАИНЦЫ
Историю формирования крымской украинской материальной и духовной культуры можно проследить с к. XVIII в. Первый этап связан с поселением запорожских казаков, осевших после заключения Кучук-Кайнарджийского мира в 1774 г. Им по Указу Екатерины II на льготных условиях были дарованы земли. Определённое время они сохраняли традиции в исполнении семейных обрядов, материальной культуре, но постепенно их специфичность была утрачена в связи с влиянием многонационального соседства.
Второй этап — с к. XVIII в. до второй половины XIX в. После массового исхода крымских татар в Турцию на полуостров стали прибывать как крестьяне из числа крепостных и «находящихся в бегах», так и государственные крестьяне из Полтавской, Черниговской губерний. Они селились отдельными слободами или в крымскотатарских сёлах, образуя смешанные поселения. Этот этап характеризовался значительным межэтническим смешением населения. В духовной культуре превалировала общая восточнославянская традиция.
Самым значительным этапом переселения стали 60-е годы XIX в. после отмены крепостного права. Землю получали отставные солдаты и отпущенные на волю крестьяне. По данным переписи 1897 г. в Крыму проживало 11,8% украинцев (в основном в Перекопском, Евпаторийском уездах и Керчь-Еникальском градоначальстве). Преобладало сельское население.
Прибытие украинцев продолжалось и в 20-30-е гг. ХХ в.: по причине голода в Крым тянулись как семьи, так и целые сельские общины. Они первоначально поддерживали национальные традиции в одежде, строительстве жилья, исполнении обычаев и обрядов. Но постепенно в обиход стала входить одежда «на городской манер», уходили традиционные религиозные и календарные праздники. Начиная с осени 1944 г., украинцы прибывали на восстановление разрушенного хозяйства. С 1954 г. стали приезжать новосёлы из западных украинских областей. В сёлах с компактным проживанием украинцев можно и сегодня ощутить национальный колорит.
БЕЛОРУСЫ
Среди первых русских военных поселенцев в Крыму (после присоединения его к России, 1783 г.) «были частию белорусы». Отдельных поселений их не зафиксировано, так как по всем спискам они проходили как «русские». Есть также сведения о поселении в Крыму так называемых «панцирных бояр»- привилегированной часть белорусского населения Речи Посполитой, считавшейся «вольным военным народом, не шляхетского рода и не крестьянского состояния…». Правительство организовало переселение в Крым и крестьян малоземельных и бедных губерний (до 200 семейств), так как «люди столь полезные в своей, почти бесплодной земле, составят богатые усадьбы в крае столь изобильном…». После отмены крепостного права появились переселенцы из числа отпущенных на волю крестьян, а также отставные солдаты, оставшиеся по окончанию Крымской войны. По переписи 1897 г. в графе «белорусы» числилось 2058 человек.
В первой половине ХХ века число их увеличилось за счет переселенцев 20-30-х гг., 1944г. и последующих. В 20-е годы это были сельскохозяйственные общины и артели, т.к. в Крыму белорусы стали заниматься садоводством, табаководством, рубкой дров, ломкой камня, выжиганием древесного угля.
Местами компактного проживания можно назвать ряд сел Симферопольского, Красногвардейского, Красноперекопского районов, Ялтинского горсовета. Отдельные семьи проживают почти во всех районах и городах Крыма.
(http://www.info.crimea.edu/crimea/etno/
http://librar.org.ua/sections_load.php?s=history&id=69
http://www.crimea.ru/item_list.htm?id=52)
Белорусы в Крыму [Текст].- Симферополь: [б.и], 2006. — 189 с.
Белорусы; Русские; Украинцы [Текст] // Лица Тавриды. Народы: альбом. — Симферополь , 2012. — С.34-41, 234-275.
Кочегаров, К. Крым в истории России [Текст]: метод. пособие / К. Кочегаров. — М.: Русское слово,
2014. — 48 с.
Науменко, Л. Восточные славяне Крыма. Одежда. Обувь. Аксессуары [Текст]: из коллекции Крым. респ. учреждения «Этнографический музей» / Л. Науменко, Е. Таратухина. – Симферополь; Керчь:
[б. и.], 2013. – 160 с.
Нестеренко, В. Формування традицiйного одягу українцiв [Текст] / В. Нестеренко
// Крымский республиканский музей. II Таврические чтения. — Симферополь, 2002. – С. 89-92.
Потехин, В. Крым многонациональный [Текст] / В. Потехин, Д.Потехин. — Севастополь: [б. в.], 2001. — 270 с.
Русские [Текст] / авт.и рук. проекта Б. Балаян. — Симферополь: Таврида, 2011. — 431 с.- (Всемирная серия. Народы и времена.)
Русские в истории Тавриды [Текст]: материалы науч.-практ. конференции. — Симферополь:
ООО ПЦ «Московский Мост», 2003 — 267 с.
Сафронова, О. Русские переселенцы — белое пятно истории [Текст] / О. Сафронова
// Крым. известия. — 2014. — 25 сент.
Славяне: украинцы, русские, белорусы[Текст] // Крым. Соцветие национальных культур: традиции, обычаи, праздники, обряды / сост. Н.Малышева; Н. Волощук. — Симферополь, 2003 — Кн. 2. —
С. 187-273.
Украинцы [Текст] / авт. и рук. изд. проекта Б. Балаян. — Симферополь: Крымучпедгиз, 2014. — 319 с. — (Всемирная серия: Народы и времена)
Уманский, Ю. Славяне в Тавриде [Текст] / Ю. Уманский // События. — 2013. — 25 окт.
Филимонов, С. Из прошлого русской культуры в Крыму [Текст] / С.Филимонов. — Симферополь:
Н. Оріанда, 2010. – 408 с.
Українцi [Текст] // У Кримській оселі. Вірмени. Болгари. Греки. Німці./ ред. Т. Салістая-Григорян. — Сімферополь, 2007. – С.185-195.
Шишковцова, Э. Крым русский [Текст]: эссе / Э. Шишковцова. — Симферополь: Таврия, 2005. — 95 с.
Этническая история Крыма в таблицах, картосхемах и диаграммах по данным переписей населения. – Симферополь, Антиква, 2007. – 19с.