Здравствуйте, уважаемые коллеги, сегодня у нас на очереди буква
«Б»
БЕСЕДА, БЛОГ, БУККРОССИНГ, БУКТРЕЙЛЕР, БЮЛЛЕТЕНЬ
БЕСЕДА — один из словесных методов, в ходе которого библиотекарь организует разговор с читателем, с помощью продуманной системы вопросов.
В библиотечной практике наиболее часто используются: индивидуальная и фронтальная беседы.
Индивидуальная беседа, в свою очередь, имеет несколько модификаций:
• ориентирующая (при первичной записи в библиотеку);
• тактическая (беседа при рекомендации книги, тематики, чтения);
• корректирующая (при общении по поводу прочитанного, при оказании помощи в повышении читательской и информационной культуры читателя).
Фронтальная беседа проводится с группой читателей и может носить рекомендательный и коррекционный характер. Имеет такие формы:
— сообщающая (сообщения новых фактов и знаний);
— эвристическая (библиотекарь, опираясь на имеющийся у учащихся практический опыт, подводит их к пониманию и усвоению новых знаний, формулированию правил и выводов).
Групповая беседа о прочитанных книгах проводится в том случае, когда ребята прочитали произведение, вызвавшее у них массу разных вопросов и спорных мнений. При такой беседе дается возможность высказаться читателям с противоположным мнением и постараться разъяснить то, что осталось за рамками их понимания.
Эффективность беседы зависит от того, насколько библиотекарь сумеет заинтересовать слушателей. Одним из критериев может служить количество задаваемых ребятами вопросов.
БЛОГ – веб-сайт, основное содержимое которого — регулярно добавляемые записи, содержащие текст, изображения или мультимедиа.
Для блога характерны недлинные записи вре́менной значимости, упорядоченные в обратном хронологическом порядке (последняя запись сверху).
Отличия блога от традиционного дневника — блоги публичны и предполагают сторонних читателей, которые могут вступить в публичную полемику с автором.
Людей, ведущих блог, называют бло́герами.
У блога есть много функций, среди которых:
• Коммуникативная (возможность сказать что-то так, чтобы это услышали многие)
• Функция самопрезентации («Веду дневник, чтобы меня читали»).
• Развлекательная (в качестве развлекательного времяпрепровождения в интернете).
• Функция саморазвития, или рефлексии (блог предоставляет возможность участникам создать образ иного Я, возможно, такого, к которому автор стремится)
Примеры библиотечных блогов:
Библиотечный блог, как форма поощрения чтения тех, кто находится по ту сторону монитора. Для удаленных пользователей создаются виртуальные литературно-дискуссионные клубы, форумы, где читатели делятся своими впечатлениями о прочитанных книгах и могут рекомендовать их другим.
Официальный блог библиотеки предлагает оперативную информацию, интересные и полезные ресурсы, новости библиотеки.
Тематический блог – предоставление информации по определенной теме для конкретного круга аудитории.
Образовательный блог – используется как удаленный класс при проведении библиотечных уроков.
БУККРОССИНГ (освобождение книги) – общественное движение с использованием социальных сетей, игра, условия которой очень просты: прочитав книгу — оставляешь ее в общественном месте, чтобы ее взял другой. Тот в свою очередь поступает так же.
Варианты буккроссинга:
• Классческий (см. описание выше)
• Букрей (пересылка книг по почте, по цепочке)
• Букринг (книжное кольцо, когда отпущенная книга, пройдя всех участников кольца, возвращается к ее владельцу)
БУКТРЕЙЛЕР – небольшой видеоролик, художественно рассказывающий о какой-либо книге в произвольной форме.
Такие ролики снимают и к классической, и к современной литературе.
Буктрейлер можно создать с помощью программ для создания видеороликов (например, Windows Movie Maker).
Готовый ролик выкладывается на сайт или блог библиотеки, а также предлагается в локальном доступе.
Познакомиться с образцами роликов можно на сайте
БЮЛЛЕТЕНЬ — периодическое или продолжающееся издание, выпускаемое оперативно, которое содержит краткие официальные материалы по вопросам деятельности выпускающей его библиотеки.
Варианты бюллетеней:
• Бюллетень-хроника
• Нормативный
• Рекламный
• Справочный.
Наиболее используемые формы:
• Новых поступлений (список новой литературы и ресурсов, поступивших в фонд библиотеки );
• Информационный бюллетень (может включать подборку актуальной тематической информации).
Бюллетень снабжается кратким предисловием, которое раскрывает цель издания, принципы построения, условные сокращения.
На сегодня все. До новых встреч, коллеги! Успехов в покорении библиотечных вершин!