Крым можно по праву считать местом силы и Вдохновения для творческих людей: людей литературы и искусства. За всю историю существования крымского полуострова здесь побывали десятки, а то и сотни людей, которые оставили свой след на полуострове, а он в свою очередь навеки остался в их сердцах и творчестве.
Николай Гарин-Михайловский – русский инженер, путешественник, писатель (публиковал свои произведения под псевдонимом Н. Гарин).
Несмотря на то, что герой нашей статьи родился в семье дворян из Херсонской губернии, а прожил большую часть жизни (не считая рабочих командировок и экспедиций) в Санкт-Петербурге, часть его жизни неразрывно связана с крымским полуостровом.
В конце ХIХ века в Российской империи очень остро стоял вопрос строительства железных дорог, которые бы соединяли самые дальние уголки огромной страны.
Свой путь в литературе Николай Гарин-Михайловский в 1892 году (повесть «Детство Тёмы», рассказ «Несколько лет в деревне»), но в Крыму он известен больше даже не как писатель и путешественник, а как человек, который благодаря своим инженерным способностям внёс огромный вклад и инфраструктуру полуострова того времени.
Тогда, в конце ХIХ века предполагалось провести железную дорогу прямо вдоль Южного берега Крыма. Проектно-изыскательные работы были поручены именно Николаю Гарину-Михайловскому.
Экспедиция продолжалась восемь долгих месяцев, в течении которой рассматривались такие направление, как: Симферополь – Алушта – Ялта, Симферополь – Бахчисарай – Ялта, Симферополь – Ялта – Севастополь.
За это время было собрано огромное количество информации и материалов: изучались вьючные дороги, наскальные массивы, и всё это было тщательно задокументировано и зафиксировано на фото для того, чтобы впоследствии было составлено восемьдесят четыре варианта трасс и двадцать два технико-экономических расчёта.
Николай Гарин-Михайловский прожил в Крыму около года, но, к сожалению, грандиозным инженерным планам не суждено было сбыться – их сорвала Русско-японская война.
Впереди у нашего героя было ещё много путешествий, проектов, литературных поисков и экспедиций, но с особой теплотой Николай
Гарин-Михаиловский вспоминал о том времени, которое он провёл на Крымском полуострове.
Вы спросите: а где же тот вклад, который внёс инженер, литератор и путешественник в историю Крыма?
В 1960 году по маршруту, проложенному Николаем Гариным-Михайловским для железной дороги, было проложено шоссе Ялта – Севастополь, которое было открыто в 1972 году.
На 33-м километре трассы установили мемориальную плиту с барельефом Гарина-Михайловского и надписью: «При строительстве автомобильной дороги через Ласпинский перевал использовались изыскания, которые в 1903-1904 гг. осуществил Н. Г. Гарин-Михайловский, инженер-строитель, известный русский писатель».