Летняя беседка
Летняя беседка Ханского дворца создана иранским мастером Омером во второй половине XVIII в. Внутри беседки хорошо сохранилась живопись. Мягкие, не бьющие в глаза полутона красок. Тонко, почти филигранно нанесены на доски потолка узоры, напоминающие вышивки. Все это было вскрыто во время реставрационных работ в 1962 г. Великолепная резьба потолка выполнена русскими мастерами Михаилом Кладо и Василием Дорофеевым в первой половине XIX в. Красно-оранжевая подсветка фона, легкое кружево золоченой резной сетки делают потолок невесомым, и он хорошо сочетается с настенной живописью. Центр украшен резными листьями аканта, а по углам мастера, собрав их букетом, слегка завихрили, словно ветер, проникший через открытую аркаду, играя, повернул листочки. Низкие диваны, так называемые «сеты», тянутся вдоль трех стен.
Оригинальным памятником турецкого искусства являются фонтан и малый бассейн, украшающие беседку. На Востоке очень бережно относятся даже к самому малому ручейку. Вода — это жизнь. Воду не только берегут, но умеют ею выразить самые сложные человеческие чувства. И боль, и гнев, и радость, и печаль. О чем же говорят многочисленные струи фонтана? Шлифуя и нарезая орнамент на стенках малого бассейна, мастер стремился изобразить жизнь человека со всеми его переживаниями и волнениями. Из мрамора он режет фигурный столбик с боковыми отверстиями. Верх увенчан резной головкой, откуда бьет мощная струя, символизирующая радость человеческой жизни. Боковые струйки грустно льют воду вниз, бороздя поверхность водоема.
Массивные столбы беседки несут большую нагрузку верхнего этажа с его тяжелой черепичной крышей, но мы ее не чувствуем. Легкость можно объяснить обилием света, мягкой красочностью стенной живописи, невесомостью резного потолка. Прохлада, которую даже в жаркие дни создает журчащий фонтан, нарядное убранство диванов, очевидно, подействовали на воображение А.С.Пушкина, и в поэме появляются строчки:
Я посетил Бахчисарае
В забвенье дремлющий дворец.
Среди безмолвных переходов
Бродил я там, где, бич народов,
Татарин буйный пировал
И после ужасов набега
В роскошной лени утопал.
Бассейный садик
Для общей планировки Ханского дворца характерны небольшие, закрытые садики: они либо густо засажены деревьями, дающими тень и прохладу, либо представляют собой солнечные открытые площадки. Обилие роз, беседки с виноградником, бассейн с проточной водой и, наконец, каскадный фонтан создают впечатление, что вы попали в чарующий мир Востока. Обилие солнца, света, пронизывающего каждый лепесток, особенно действует на воображение после темного и сурового Зала Совета.
Надо полагать, что и в планировке садика и в устройстве каскадного фонтана принимали участие мастера-иранцы. Резная мраморная плита каскадного фонтана напоминает «Фонтан слез», но установлена позже. К нижнему бассейну приставлены части от какого-то другого старинного фонтана. Они-то и привлекают внимание. Тут в резьбе дань общепринятому на Востоке растительному орнаменту, но мастер оживил мрамор веселой игрой рыб. Мелкие грани на мраморе, по которым протекает вода, создают впечатление каскадов. Восточному очарованию дворика отдали дань многие путешественники. «Посреди личных покоев хана, — пишет П.С. Паллас, — окруженный стеною фонтан ниспадает каскадами в мраморный бассейн». О его первоначальном виде свидетельствует более подробное описание, сделанное в первой четверти прошлого века маркизом де Кастельно: он упоминает галереи с балюстрадами, увитые виноградом и окаймляющие сад, клумбы с цветами, рыб, плавающих в мраморном бассейне, и беседку над ним.
К сожалению, во время ремонта 1820 — 1831 гг. деревянные галереи и беседка над водоемом были разобраны.