Опубликовано: 27.10.2015

Летчик от Бога

Амет хан-султан человек-легенда

Когда старый орёл предчувствует приближение смерти, он из последних сил рвётся ввысь, поднимается как можно выше. А потом складывает крылья и летит камнем на землю. Поэтому горные орлы умирают в небе — на землю они падают уже мёртвые…
Амет-Хан Султан

25 октября исполнилось 95 лет со дня рождения Амет-Хан Султана — участника ВОВ, дважды Героя Советского Союза, Почетного летчика Франции, Почетного гражданина городов Ярославля, Мелитополя , Алупки и Республики Крым. Всех его званий и заслуг просто не перечислишь! Его называют «человек-легенда», «крымский орел», «человек, покоривший, небо». И не случайно. В Париже, на стене аэропорта, на памятной доске выгравированы слова «Летчик от Бога».

В мировую историю Амет-Хан Султан вошел как один из гениальнейших летчиков-асов 20 века, который в годы Великой Отечественной войны вошел в десятку лучших, а в мирное время стал испытателем новой авиационной и космической техники.

Он родился в Алупке в небогатой семье рыбака. Закончил крымскотатарскую школу и продолжил обучение в Симферопольском фабрично-заводском железнодорожном училище.

С детства Амет мечтает парить в небе, как горный орел. Для осуществления своей мечты поступает в Симферопольский аэроклуб, а в 1940 году с отличием заканчивает авиационную школу в Каче.

В годы Великой Отечественной войны, Амет-Хан становится настоящей живой легендой. О его умении управлять самолетом слагаются мифы. Он становится грозой фашистских стервятников. Летчики Люфтваффе называют его «Черным дьяволом», воюющем не по правилам.

В 1942 году в небе под Ярославлем Амет-Хан сбивает свой первый самолёт, используя воздушный таран. Это был немецкий бомбардировщик «Юнкерс Ju 88» или же «Штука». С тех пор воздушный таран — визитная карточка советского летчика.

Харрикейн Мк IIB
Харрикейн Мк IIB. На таком штурмовике Амет-Хан воздушным тараном сбил бомбардировщик Ю-88.

Свой последний воздушный бой проводит 29 апреля 1945 года в небе над Берлином, атакуя фашистский самолет «Фокке-Вульф-190».

Всего за время войны Амет-Хан Султан сбивает более полусотни вражеских самолётов, проводит более 600 боевых вылетов, 108 из которых он совершает над Сталинградом 1942-1943 гг. Становится дважды Героем Советского Союза 1943, 1945 годов, получает множество орденов и медалей.

После Великой Отечественной войны – летчик-испытатель первого класса, один из лучших пилотов СССР, летчик-легенда. Несчастный случай унес жизнь легендарного аса Крымской земли, дважды Героя СССР Амет-Хан Султана… В феврале 1971 года Амет-Хан Султан навсегда улетел из жизни, сжимая в руках штурвал самолета. Он погиб, как и подобает орлам, в небе, вместе с экипажем во время испытания мощного двигателя на летающей лаборатории ТУ-16 ЛЛ.

Несмотря на трагическую гибель, память о летчике жива. Она живёт в улицах, названых в его честь, в музеях, посвящённых его великим подвигам, в книгах, рассказывающих о его мужестве и воинском мастерстве, в наших сердцах, которые помнят подвиг великого Героя!


Добавить комментарий