1921 год – один из самых сложных в истории нашего государства, как в политическом, так и литературном смыслах. Он ознаменовался тотальным страхом среди населения и депрессивными настроениями в среде литературной богемы.
Этот год стал для Николая Гумилева роковым во всех отношениях. Обострение в семейной жизни и с самыми близкими родственниками «выбили поэта из седла». В мае 1921 года он знакомится с Владимиром Павловым, который приглашает поэта совершить поездку в Севастополь.
В Севастополе поэт ночевал в салоне-вагоне и вел отшельнический образ жизни, однако смена обстановки, уход от бытовой суеты позволили поэту воспрять духом.
В Крыму Николай Гумилев ведет богемный образ жизни: совершает пешие и автомобильные прогулки; становится завсегдатаем уютных кафе; обзаводится новыми знакомствами и наслаждается впечатлениями.
По воспоминаниям Владимира Павлова стихотворение «Пьяный дервиш» Николай Гумилев посвятил именно ему.
С собой в поездку поэт взял африканский цикл стихотворений, возможно, это и подтолкнуло Гумилева и его севастопольское окружение принять одно из самых знаковых решений – выпустить поэтический сборник «Шатер». Этой книге суждено было стать последним прижизненным изданием автора.
По воспоминаниям Осипа Мандельштама, в военно-морской типографии, во время стоянки поезда главнокомандующим было приказано напечатать «Шатер» Гумилева за одну ночь!
Колбасьев, один из севастопольских друзей поэта, предложил Николаю совершить на катере путешествие в Феодосию, где тот в последний раз встретился с Волошиным.
Через месяц после возвращения из Крыма Николай Гумилев был арестован по обвинению в организации контрреволюционного заговора и в скором времени расстрелян.
Его последний крымский вояж не прошел бесследно и навсегда остался в памяти поэта и произведениях, написанных в Крыму: «Посередине странствия земного», «Мои читатели», «На далекой звезде Венере», «После стольких лет» и других поэтических шедевров.