История полна парадоксов, совпадений и самых, казалось бы, невероятных событий и ситуаций, которые невозможно себе даже представить и в этом есть и своя прелесть, и трагизм, ибо за каждой подобной историей стоит жизнь человека.
Константин Арцеулов – русский, советский лётчик, планерист, талантливый художник-иллюстратор. Внук легендарного художника Ивана Айвазовского чьё имя вписано навеки в историю отечественной и мировой культуры и искусства.
Будущий лётчик и художник-иллюстратор родился 17 мая 1891 года в городе Ялта, но всё своё детство провёл в Феодосии в доме своего знаменитого дедушки и именно там впервые проявил свои неординарные способности к живописи. Он был сыном потомственного моряка, окончил Севастопольское реальное училище, а после – в Санкт-Петербурге в Морском кадетском корпусе, однако по состоянию здоровья ему пришлось оставить учёбу.
После этого была неудачная попытка поступления в Академию художеств в Санкт-Петербурге, но ему всё-таки удалось поучиться у известных мастеров того времени К.Ф. Нюона и Е.Н. Званцевой.
С 1910 года Константин работал слесарем-сборщиком на авиационном заводе и одновременно учился в платной лётной школе, научился летать на аэропланах и уже в 1911 году получил международный диплом лётчика-авиатора.
В 1916 году стал первым в Российской империи в кто разработал и применил приемы и технику вывода самолёта из штопора, ставшие революционным достижением в практической авиации.
В 1912 году возвратился в Крым, работал пилотом-инструктором в Севастопольском аэроклубе. В этом же году выполнил серию иллюстраций к книге Н.А. Маркса «легенды Крыма».
Константин Арцеулов активно участвовал в Первой мировой войне, а Октябрьскую и Февральскую революции встретил в Крыму, но в Гражданской войне 1918-1922 годах участия не принимал.
В декабре 1920 года получил назначение в 1-ю Московскую высшую школу красвоенлётов, одним из его учеников стал не менее легендарный Валерий Чкалов.
В 1923 году испытывал первый советский истребитель.
Помимо всего этого Константин Арцеулов считается пионером отечественного планеризма – он разработал и построил пять планеров по собственным конструкциям и чертежам.
Позже работал в гражданской авиации и принимал участие в испытаниях планера конструкции Королёва и Люшина, но в 1933 году был репрессирован, осуждён и выслан в Архангельск и полностью реабилитироваться ему удалось только в 1956 году.
Больше в авиацию он не вернулся, а активно занялся живописью: работал художником-иллюстратором. Оформил более 50 книг, 240 номеров журнала «Техника – молодёжи», в редакции которого работал ведущим художником, также иллюстрировал журналы «За оборону», «Крылья Родины» и многих других изданиях. Был членом Союза журналистов СССР и автором панно в главном зале Центрального дома авиации и космонавтики имени М.В. Фрунзе.
Легендарный лётчик, планерист, испытатель и талантливый художник-оформитель ушёл из жизни 18 марта 1980 года в Москве и похоронен на Кунцевом кладбище.