Опубликовано: 15.06.2025

Информационная кампания «Клади трубку 2.0»

Уважаемые читатели и гости библиотеки! Сообщаем, что ГБУК РК «Крымская республиканская библиотека для молодежи» принимает участие в информационно-просветительской кампании по противодействию кибермошенничеству «Клади трубку 2.0», целью которой является своевременное информирование населения о способах и средствах совершаемых преступлений с использованием информационно-телекоммуникационных технологий.

Ежегодно возрастает количество людей, которые попадают в ловушки телефонных мошенников. Как правило, практически каждая жертва мошенников знает о существующих схемах обмана, но при этом всё равно попадались на уловки злоумышленников. С учётом этого, мы предлагаем ознакомиться с полезными материалами, размещёнными на официальном сайте Управления по организации борьбы с противоправным использованием информационно-телекоммуникационных технологий МВД России и телеграм-канале «Вестник киберполиции России».

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ МОШЕННИЧЕСТВА

Самым «действенным» способом мошенничества остаётся социальная инженерия – обман на доверии. Суть социальной инженерии состоит в том, что злоумышленник вводит в заблуждение жертву и та выполняет его инструкции, сама отдаёт ему деньги либо пароль от личного кабинета в онлайн-банке. Надо отметить, что характерной чертой современных правонарушителей является беспринципность действий. Мошенники с помощью психологического манипулирования заставляют людей делать то, что они делать не собирались, обманным путём выманивая у них последние сбережения, заставляя брать на себя кабальные кредитные обязательства. Ключевым фактором, способствовавшим совершению указанных преступлений, является низкий уровень правовой и финансовой грамотности населения.

С телефонным мошенничеством сталкивались многие. Вам звонят с незнакомого номера. Мошенник представляется родственником или знакомым и взволнованным голосом сообщает, что задержан сотрудниками поли­ции и обвинён в совершении того или иного преступления. Это может быть ДТП, хранение оружия или наркотиков, нанесение тяжких телесных повреждений и даже убийство. Далее в разговор вступает якобы сотрудник полиции. Он уверенным тоном заявляет, что уже не раз помогал людям таким образом. Для решения вопроса необходима определённая сумма денег, которую следует привезти в оговоренное место или передать какому-либо человеку.

Что делать в ситуации, если к вам поступил подобный звонок? Необходимо НЕМЕДЛЕННО прервать разговор и перезвонить тому, о ком идёт речь. В том случае, если его телефон отключен, связаться с его родственниками и друзьями для уточнения информации. Если разговор происходит якобы с представителем правоохранительных органов, узнать, из какого он подразделения, затем набрать «102» и уточнить в дежурной части названного вам подразделения, действительно ли родственник туда доставлен.

К другим способам телефонного мошенничества можно отнести SMS-сообщения. Например, они могут содержать просьбы о помощи. Абонент получает сообщение на мобильный телефон: «У меня проблемы, перешли деньги на этот номер. Мне не звони, перезвоню сам». Нередко добавляется обращение «мама», «друг» или другие. Также на ваш телефон может прийти сообщение с предложением перезвонить
на указанный номер мобильного телефона. Просьба может быть обоснована любой причиной – помощь другу, проблемы со связью или с вашей банковской картой и др. После набора номера вас долго держат на линии. Когда это надоедает, вы отключаетесь – и оказывается, что с вашего счёта списаны крупные суммы.

Телефонное мошенничество универсально. Грабители могут направлять различные сообщения с неизвестных номеров с просьбой осуществить перевод денежных средств для получения выигрыша либо вернуть якобы направленный (переведённый) ошибочно вам выигрыш. Будьте осторожны! Если раньше мошенники звонили людям по телефону и рассказывали о выигрыше в лотерее, потом посылали такую информацию в SMS или по электронной почте, то сейчас им достаточно создать группу в социальной сети или мессенджере – «клиенты» придут сами.

ПОМНИТЕ! Единственный способ обезопасить себя от телефонных мошенников – это не звонить по незнакомым номерам!

Вид интернет-мошенничества, цель которого – получить ваши персональные данные, получил название фишинг (от англ. fishing – рыбная ловля, выуживание). Злоумышленники рассылают электронные письма от имени банков, платёжных систем, маркетплейсов и сервисов. Пользователю предлагается зайти на интернет-ресурс – точную копию настоящего сайта организации,которой человек склонен доверять.

Для дальнейшей возможности использовать свою пластиковую карту вас просят указать её CVC-код и другие данные. Впоследствии эти данные используются для хищения денежных средств, содержащихся на вашем счёте. Фишинг используется мошенниками также на сайтах знакомств, поиска работы, консультационных услуг и т.д.

Как это работает? Рассмотрим на примере. Вам приходит сообщение о том, что ваша банковская карта заблокирована. Предлагается бесплатно позвонить на определённый номер для получения подробной информации. После проделанной процедуры, вас просят сообщить номер карты, CVC-код или ПИН-код для её перерегистрации. Заполучив реквизиты карты, мошенники незамедлительно снимут деньги с вашего счёта! Никому не сообщайте персональный CVC-код, расположенный на обратной стороне банковской карты.

Если на телефон поступил звонок «из банка», то попросите «сотрудника» набрать вас через пять минут. Прервав разговор с незнакомцем, позвоните сами в свой банк по номеру, который указан на банковской карте, и поговорите с реальной службой поддержки банка.

ПОМНИТЕ! Банки и платёжные системы никогда не присылают писем и не звонят на телефоны граждан с просьбой о предоставлении своих данных. Сотрудники банка располагают достаточной информацией о своих клиентах и могут спросить у вас кодовое слово только в том случае, если вы им сами позвонили.

В настоящее время злоумышленники хорошо ориентируются в политической ситуации в стране, изобретая все новые предлоги для вымогательства денежных средств у граждан. Например, участились мошеннические действия, связанные с проведением частичной мобилизации, путем осуществления злоумышленниками звонков:

от лиц, так называемых, известных «медийных персон» с предложением на платной основе услуг по обжалованию действий, связанных с нарушениями в ходе частичной мобилизации;

под видом сотрудников правоохранительных органов с угрозами лицам мужского пола уголовной ответственностью за уклонение от частичной мобилизации, одновременно предлагая за денежное вознаграждение «освобождение от призыва»;

о предоставлении услуг по переводу из «первой очереди призыва» в «третью очередь призыва», оформлении отсрочки от призыва с использованием поддельных документов (справки о болезни, дипломы IT-специалистаи т.д.), оказание помощи в трудоустройстве по специальности, не подпадающей под частичную мобилизацию;

под видом сотрудников правоохранительных органов с угрозами уголовной ответственностью за перевод денег
на Украину и спонсирование террористических организаций;

под видом участников волонтерских организаций, собирающих денежные средства, якобы, для участников специальной военной операции и беженцев или «перевода» денежных средств в фонд «Вернись живым»;

об «оказании помощи» в переезде граждан из Украины на территорию Российской Федерации за денежное вознаграждение.

Дополнительная информация для граждан

Проект «Дропперы»

Что такое «дропперы»?

Это злоумышленники, которые предлагают вам загрузить антивирусное программное обеспечение или перейти по ссылкам, маскируя получение надежного источника, с целью доступа к вашим устройствам и личной информации.

Проект «Дропперы» является частью кампании и сосредоточен на выявлении и пресечении деятельности мошенников, использующих специальные программы и технологии для обмана пользователей. Основные направления работы проекта:

  • Мониторинг: Отслеживание новых схем мошенничества и технологий, используемых злоумышленниками.
  • Сотрудничество с правоохранительными органами: Обмен информацией и совместные действия по пресечению деятельности кибермошенников.

🔐Как защититься от кибермошенничества и дропперства

  • Будьте бдительны и не доверяйте незнакомым людям, предлагающим легкий заработок. Сомнительные предложения, обещающие быстрый и большой доход, должны насторожить.
  • Никогда не переводите деньги на счета, указанные незнакомыми людьми. Не участвуйте в финансовых операциях, суть которых вам непонятна.
  • Не сообщайте свои персональные данные, данные банковских карт и счетов никому, особенно по телефону или в интернете.
  • Не оформляйте кредиты или микрозаймы по просьбе посторонних лиц.
  • Не регистрируйте компании или счета по чужой указке.
  • Предупредите своих близких, особенно пожилых родственников, о схемах кибермошенников.

Кампании «Клади трубку 2:0» и «Дроппееры» призывает вас быть осознанными и внимательными. Не позволяйте мошенникам обмануть вас и использовать в своих преступных схемах. Поделитесь этой информацией с друзьями и близкими – вместе мы можем противостоять киберпреступности!

Что делать, если вы стали жертвой или столкнулись с подозрительной ситуацией?

  • Немедленно обратитесь в банк и заблокируйте карту.
  • Сообщите о случившемся в полицию.
  • Проконсультируйтесь с юристом.

СТАЛИ ЖЕРТВОЙ ЗЛОУМЫШЛЕННИКА? ОБЯЗАТЕЛЬНО ОБРАТИТЕСЬ В ПОЛИЦИЮ!

«Телефоны доверия», входящие в систему «горячей линии МВД России», предназначены для прямой круглосуточной телефонной связи в целях сообщения о преступлениях и иных правонарушениях, совершенных либо совершаемых в реальном времени сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации.

ВАЖНО! Если вы, ваши близкие или знакомые люди стали жертвами кибермошенников, обязательно обратитесь по следующим номерам телефонов доверия:

Абонентские номера «телефона доверия МВД России»:
8 (800) 222-74-47 (бесплатный), 8 (495) 031-74-47.

МВД по Республике Крым

7 (3652) 73-46-13 — дежурная часть

7 (3652) 73-45-54 — «телефон доверия»

Также при угрозе кибермошенничества можно обратиться к участковому. Узнать адрес и часы приёма сотрудника полиции, закрепленного за вашим участком, можно тут.

Экстренная связь с полицией может осуществляться через специальное приложение, доступное для мобильных телефонов.

  • Быстрый вызов полиции будет совершен на телефон отдела внутренних дел,  ближайшего к вашему местонахождению. В случае, если номер занят, ваш вызов будет автоматически переадресован на телефон 102. При невозможности определить местоположение или отсутствии доступа к интернету приложение совершит звонок на единый номер 112.
  • В  разделах приложения «Отделения МВД» и «Ваш участковый» доступна информация списком и на карте о двадцати ближайших к вам подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации.

База данных для обновления мобильного приложения поступает с официального сайта МВД России. Скачать приложение для вашего смартфона:

ПРОЯВИ ГРАЖДАНСКУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ!

Стали свидетелем осуществления противозаконной деятельности в сети Интернет? Сообщите о ней сотрудникам правоохранительных органов! Таким образом вы сможете спасти чью-то судьбу!

БЕЗОПАСНЫЙ ИНТЕРНЕТ – ДЕТЯМ

Вопреки общему заблуждению о том, что современная молодёжь обладает высоким уровнем цифровой грамотности, дети и подростки всё чаще становятся жертвами мошенников и подпадают под одну из наиболее уязвимых категорий граждан. Как правило, молодым людям звонят и заставляют отдать все деньги, которые принадлежат их родителям.

Памятка родителям

Как обеспечить безопасность ребенка при использовании Интернета и социальных сетей?

В первую очередь необходимо проинформировать ребенка, как о возможностях Интернета, так и об опасностях, которые он в себе хранит.

Объясните ребенку, что в Интернете, как и в жизни надо быть осторожным с незнакомыми людьми.

Расскажите о некоторых правилах поведения в Интернете, в том числе в соцсетях:

  1. Никогда и ни при каких обстоятельствах не размещать в сети и не сообщать незнакомцам личную информацию (номера телефонов, адреса, место работы родителей, номер или адрес школы, любимые места для прогулок).
  2. Не встречаться с онлайн-знакомыми, потому что люди могут оказаться не теми, за кого себя выдают.
  3. Не посещать подозрительные сайты или страницы с противоправным контентом. Предупредите о возможных негативных последствиях открытия подозрительной почты, реагирования на рекламные сообщения. Расскажите о возможных видах интернет-мошенничества.
  4. Не все, что можно прочитать или увидеть в интернете – правда. Порекомендуйте ребенку консультироваться с вами относительно полученной им в интернете информации.
  5. В интернете, как и в жизни, необходимо соблюдать правила и нормы поведения.
  6. Обязательно рассказывать родителям о случаях проявления агрессии со стороны других людей или попытках вовлечь в подозрительные сообщества.

Установите на компьютер/планшет/смартфон специализированное программное обеспечение, позволяющее регламентировать перечень доступных для посещения сайтов, количество времени, проведенного в Сети, а также имеющее другие настраиваемые параметры для обеспечения максимально безопасного пребывания ребенка в интернете.

Самое главное – постарайтесь поддерживать доверительные отношения с ребенком и замечать любые малейшие изменения в его поведении.

Информационную памятку для детей можно получить тут

Скачать методические рекомендации по реализации мер, направленных на обеспечение безопасности детей в сети «Интернет»

МВД РОССИИ В СОЦМЕДИА  

Подписывайтесь и следите за официальной, актуальной и достоверной информацией, представленной сотрудниками МВД России.


Добавить комментарий