Опубликовано: 24.08.2015

Фонтанный дворик

Фонтаны — это всегда красиво! Человек может долгое время любоваться за непрерывным и завораживающим движением воды. Фонтан создан не только для украшения парка. Любой фонтан или водопад – мощный ионизатор воздуха и сильный увлажнитель, а также он эффективно борется с пылью. На выходе – фонтан (как «шампунь два в одном») выполняет две функции: практическую и эстетическую.

Неудивительно, что одним из лучших украшений Ханского дворца являются фонтаны. Они сопровождают нас во время путешествия по залам и дворикам дворца. Фонтаны нашего полуострова могут разочаровать европейцев. Европа привыкла к роскоши и мощи, они не задумывались об экономии воды. Другое дело Восток, здесь воду берегут и почитают, воду добывают с трудом. Вода на Востоке – источник жизни и надежда.

Фонтанный дворик Ханского дворца – внутренний крытый дворик к. XVI- начала XVII вв. Название появилось в XVIII в., когда в нем построили два фонтана: Золотой и Фонтан слез. Золотой фонтан сооружен в 1733 г., в период правления Каплан-Гирея, это третий по времени датированный памятник дворца. На мраморной облицовке его сохранились две надписи на арабском языке с датой постройки и выдержка из Корана. Фонтан украшен резным растительным орнаментом, выпуклые части которого были некогда позолочены. Его позолота сильно пострадала от времени и была восстановлена реставрационными работами в 1963 г.

fontannyj-dvorik

На северо-восточной стороне дворика находится Фонтан слез, воспетый А.С.Пушкиным в поэме «Бахчисарайский фонтан», овеянный легендами и сказаниями.

Фонтан сооружен в 1764 г. по повелению Крым-Гирей хана в память об его умершей любимой наложнице. Первоначально фонтан был поставлен у ее мавзолея, но через 20 лет по приказу князя Г.А.Потемкина перенесен в этот дворик.

Задача Омера (создатель фонтана), усложнялась рядом обстоятельств. Необходимо было показать горе человека, но вместе с тем не перешагнуть религиозный канон, запрещающий изображать человеческое лицо.

Иранец прибегает к символике: украсив мраморную плиту растительным орнаментом, он в середине ее делает глубокую нишу, что символизирует глубину человеческого горя. В верхней части ниши высечен пятилепестковый цветок, в центре его глаз, из которого медленно, скупо, капля за каплей текут слезы: так плачет человек, когда его постигло большое горе. Они наполняют мраморную чашу — символ сердца. После слез приходит облегчение, боль уже не так остра: горе раздваивается и вода переходит в две мелкие чаши. Но это состояние души человека непродолжительно, большое горе вновь возвращается к человеку и с новой силой напоминает о себе. Затем вновь придет утешение, а может быть и радость… и так до конца жизни. У основания фонтана Омер высекает улитку — символ сомнения: все проходит — и любовь, и печаль, и сама жизнь, и власть хана, как через извилины улитки уходит вода, просачиваясь в землю…

fontannyj-dvorik

Омер отобразил не столько горе хана, сколько скорбь человека обреченного на вечное рабство, горе матери, лишившейся покоя и счастья. Омер был не только скульптором, но и мудрым философом.

…Журчит во мраморе вода
И каплет хладными слезами,
Не умолкая никогда.
Так плачет мать во дни печали
О сыне, падшем на войне…
А.С.Пушкиным


Добавить комментарий