1. ВСПОМНИМ, КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ
С января 1866 г. в журнале «Русский вестник» стал выходить роман Федора Достоевского «Преступление и наказание». Им зачитывались буквально все русские студенты. Еще бы! Ведь главным героем был студент Родион Раскольников. Роман был задуман во время пребывания писателя на каторге. Именно там он столкнулся с «сильными личностями», стоящими вне морального закона.
Фабула произведения проста — двойное убийство, совершенное из-за денег, но интеллектуальное и душевное потрясение, которое производит роман, неизгладимо. В чем загадка? «Кроме простого … ответа «в гениальности Достоевского», существует как минимум еще один: «проклятые» вопросы не имеют простых … ответов. Нищета, собственные страдания и страдания близких всегда ставили и будут ставить человека перед выбором: имею ли я право преступить нравственный закон, чтобы потом стать спасителем униженных и утешителем слабых…»
http://www.e-reading.club/book.php?book=20412
2. ФИЛЬМ. ФИЛЬМ. ФИЛЬМ…
Экранизировать произведения Достоевского мировой кинематограф брался не раз. Первые попытки были сделаны еще в эпоху немого кино. Пожалуй, больше всего повезло «Преступлению и наказанию» — существует, по крайней мере, 28 его киновоплощений. В России первая экранизация была осуществлена в 1909 г. режиссёром Василием Гончаровым; сам фильм не сохранился. «Рассказ Мармеладова» (1911 г.), показавший одну сцену из романа, был снят в ателье Александра Ханжонкова. В 1913 г. свою кино-иллюстрацию представил Иван Вронский.
Лев Кулиджанов снял в 1969 г. еще одну версию романа «Преступление и наказание».Фильм посмотрели 13 млн. зрителей. Он удостоен Государственной премии РСФСР им. братьев Васильевых.
« Я безумно счастлива оттого, что у гениального романа Достоевского существует столь же гениальная экранизация»
«… это одна из немногих картин, где каждый актер играет идеально. … чувства героев отображены просто поразительно!» (из отзывов)
Смотреть
3. А ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ….
По слухам, Лев Кулиджанов выбрал на роль Раскольникова Георгия Тараторкина не только за его талант, но и за чересчур болезненный внешний вид. Актёр перенёс тяжёлую болезнь, у него даже отнимались ноги, он страшно похудел, глаза стали казаться ещё больше.
Кулиджанов предложил Смоктуновскому на выбор Свидригайлова или Порфирия Петровича. Актёр предпочёл второй вариант и вскоре пожалел об этом. Играть человека, чья самобытность в «переливчатости», оказалось неожиданно тяжело, и Смоктуновский в процессе съёмок не раз говорил в сердцах: «Вот надо было мне дать сыграть Раскольникова — там бы я знал, что делать».
По результатам опроса читателей журнала «Советский экран», за исполнение роли Порфирия Петровича И. Смоктуновский был назван лучшим актером 1970 г.
Режиссер выбрал черно-белое изображение, предпочитая опереться на иллюстрации М. Добужинского и гравюры В. Фаворского. Напряженность и трагизм происходящего усиливает звуковое сопровождение— жуткие, царапающие металлические звуки, вздохи, отрывочные голоса, шаги.
По словам Георгия Тараторкина, ритмичный стук, которым сопровождается эпизод с уничтожением улик, на самом деле — записанное на микрофон биение его сердца.
Вскоре после выхода фильма актер получил предложение от театра им. Моссовета сыграть эту же роль в спектакле «Петербургские сновидения».
4. МУЛЬТИКИ
«Преступление и наказание» (2000) — мультфильм гениального аниматора П. Думалы, последнее и самое длинное его творение. Он рассказывает историю, полную ужаса, трактуя свое произведение как притчу, кем-то однажды рассказанную, а позже ему приснившуюся. Мистическую интонацию фильма усиливает фигура седобородого старика в шляпе, кого-то вроде раскольниковской тени.
Смотреть
5. ТЕМА С ВАРИАЦИЯМИ
Воссоздать на экране уникальный текст романа, учитывая все мельчайшие детали, эпизоды, и даже ужасные сны Раскольникова попытался Д. Светозаров в 2007 г. в сериале «Преступление и наказание». «Это означает, что фильм должен эмоционально и зрелищно, как сделал это писатель, донести до зрителя главную мысль — убийца — это неудачник, которому никогда не будет даровано душевное спокойствие и покаяние»
«Учитесь и читайте. Читайте книги серьезные. Жизнь сделает остальное» (Федор Достоевский). Если слово «читайте» заменить на «смотрите», а «книги» на «фильмы», то получим выражение, очень подходящее к этому фильму»
Смотреть
Смотреть
Сложнее обстоит дело с экранизациями, сделанными иностранными режиссерами
Немецкий экспрессионист Роберт Вине превратил роман Достоевского в фильм ужасов («Раскольников», 1923 г.). Основные роли играли актеры МХАТа и «говорят даже, что боясь разрушить возникшую на площадке странную атмосферу, Вине просил их произносить свои реплики шёпотом» (Подробнее)
СКАЧАТЬ
В 1934 году вышел фильм Crime et châtiment французского режиссёра Пьера Шеналя, где ярко прозвучала тема обречённости: Соня, любящая социопата Раскольникова, поддерживает его духовно, но не в силах изменить его судьбу. Пьер Бланшар, воплотивший на экране образ Раскольникова, получил на Международном кинофестивале в Венеции (1935) Кубок Вольпи за лучшую мужскую роль.
В1935 г. к экранизации романа приступил американский режиссёр Джозеф фон Штернберг. Фильм «Crime and Punishment» получился весьма нетривиальным: создатели существенно переработали сюжет, введя в него типично американские нотки. На первый план выведена почти ницшеанская философия Раскольникова: за диалогами о сверх-человеке без труда угадывается персона Гитлера..
Не произвел впечатления на зрителей ни вариант Джозефа Сарджента («Crime and Punishment»,США, 1998) ( Скачать здесь ), ни Джулиан Джарролда (Crime and Punishment», 2002, Великобритания)
Смотреть
Уже несколько поколений режиссеров работают с произведениями Достоевского, меняя место действия, имена персонажей и даже исторические обстоятельства. Так, герои фильма Жоржа Лампина живут во Франции 50-х гг., у Аки Каурисмяки — в Финляндия ХХ века, на современную почву перенес действие своей картины и Менахем Голан.
«…в оправдание можно сказать, что русскому человеку, наверное, любая зарубежная экранизация отечественной классики по душе не придётся» (из отзывов)
6. ПРИХОДИ НА МЕНЯ ПОСМОТРЕТЬ
По небольшим, но емким цитатам из романа можно составить довольно яркий портрет Родиона Раскольникова: «он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен…» ; «Какие у него глаза прекрасные, и какое всё лицо прекрасное!».
Насколько внешность актеров соответствует данному описанию, судить вам…
«Несомненно, будут снимать новые версии знаменитого романа. И каждый раз их создатели будут пытаться разгадать великого русского писателя. Федор Михайлович подарил поколениям читателей настоящие шедевры, ставшие вершиной психологической прозы, а кинематографистам — один из самых сложных вызовов — как передать на экране описанные великим писателем глубины человеческой души»
(http://www.culture.ru/events/132657/kinopokaz-filmov-snyatih-po-proizvedeniyam-dostoevskogo)