1. ВСПОМНИМ, КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ
Шекспир …Он был талантлив и многогранен настолько, что многие усомнились: а был ли этот человек на самом деле? Он сотворил «Гамлета» в переломную эпоху своего творчества, когда прежний оптимизм сменился углубленным анализом трагических противоречий в душе и жизни человека. В его величайших трагедиях решаются самые жгучие проблемы человеческого бытия. Трагедия о принце датском в этом плане особенно показательна. Шекспир пытается ответить на сакраментальный вопрос о смысле жизни, о свободном выборе человека, самостоятельности в осуществлении решений. Он обнажает человеческие души, заставляя героев исповедоваться.
Гениальный читатель Шекспира и один из первых исследователей фигуры Гамлета – И. Гете — сказал: «Все, что веет в воздухе, когда совершаются великие мировые события, все, что боязливо замыкается и прячется в душе, здесь выходит на свет свободно и непринужденно; мы узнаем правду жизни, сами не ведая, каким образом».
http://studbooks.net/668452/kulturologiya/filosofskie_problemy_tragedii
2. ФИЛЬМ. ФИЛЬМ. ФИЛЬМ
«Вечная» трагедия Шекспира считается самым экранизируемым произведением на сегодняшний день. Количество киновоплощений этой драмы едва не дотягивает до цифры 100. В СССР своего Гамлета создал Григорий Козинцев в 1964 г. «В исполнении И. Смоктуновского принц Датский — конечно, мыслитель, конечно, интеллектуал, если надобно, — воин. Но в первую очередь, он — поэт (в широком значении слова), то есть, человек свободной души и духа, который просто органически не способен существовать по жестким законам «системы».
http://gondolier.ru/163/163bondarenko_6.html
Картина ошеломила зрителей, вызвала обвал рецензий, спровоцировала общественные дискуссии (12 тысяч писем только Смоктуновскому). Фильм получал призы международных фестивалей в Висбадене, Венеции, Сан-Себастьяне, Сан-Франциско.
Смотреть
3. А ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ…..
— До того момента, когда Смоктуновскому предложили роль Гамлета, он пьесу не читал, хотя был знаком с сюжетом по одной из постановок. Но никаких положительных эмоций при этом не испытал. Дабы уговорить актера взяться за эту роль, пришлось привлекать его супругу, которая и смогла его убедить.
— Режиссер и актер были на противоположных позициях и потому на съемочной площадке постоянно они спорили.
— Иннокентий Смоктуновский сыграл в кино Гамлета дважды – второй раз в картине «Берегись автомобиля», где его персонаж Юрий Деточкин участвует в постановке Шекспира в любительском театре.
— Роль Офелии исполнила 20-летняя Анастасия Вертинская, в то время – студентка Щукинского театрального училища.
— Фильм снимался неподалеку от Таллина, где был построен макет замка Эльсинор. К сожалению, он не сохранился, но утес, на котором он был построен, до сих пор называют «Мысом Гамлета».
— Каждый день перед съемкой Козинцев, настраиваясь на работу, читал стихи Блока.
— Козинцев — режиссер советский и фильм его — «оттепельный». Потому и возникает в нем тема противостояния личности и «системы». Для проведения своей концепции он даже «дописывает» Шекспира — сцены заседания Государственного совета в пьесе нет.
http://gondolier.ru/163/163bondarenko_6.html; https://www.teatrall.ru/post/1043-gamlet-i-ego-litsa/
4. МУЛЬТИКИ
В 1992 г. британские продюсеры заказали русскому мультипликатору Наталье Орловой экранизацию «Гамлета». Ее живописно-хореографическая трагедия стала наиболее известным фильмом российско-британской анимационной «шекспириады».
В 1993 г. «Гамлет» – был награжден премией Emmi в Лос-Анджелесе за лучшую анимацию и лучший дизайн.
Смотреть
В короткометражном мультфильме Евгения Фадеева Гамлет (2016 г.) превращается в комедию. История рассказывает о классе, который пришёл вместе с учительницей на спектакль. Но вскоре им становится скучно, и они начинают хулиганить. Фильм получил несколько дипломов – за Лучший студенческий фильм — Московский фестиваль «Будем жить!» (2016);
— «За превращение трагедии в балаган» — Суздальский Фестиваль анимации (2016);
— «За самый смешной фильм» — Международный фестиваль «КРОК» (2016).
Смотреть
5. ВАРИАЦИИ НА ТЕМУ
Первой кинопостановкой в 1900 г. стала «Дуэль Гамлета» французского режиссера Клемана Мориса, в которой датского принца играла женщина — Сара Бернар. Сделать свою версию шекспировской пьесы попытался и Жорж Мельес в 1907 г., после чего десятки «немых» «Гамлетов» быстро наводнили кинотеатры. Среди них встречаются экранизации неожиданные, например, «Гамлет» датской актрисы и режиссера Асты Нильсен (1920 г.), где она сама сыграла принца. Сюжет трагедии был существенно изменен: Гамлетом оказывается переодетая в мужское платье дочь королевы Гертруды.
Смотреть -С.Бернар
Классическим «Гамлетом» британского кинематографа признан фильм 1948 г. Поставил картину и сыграл в ней главную роль Лоуренс Оливье. Его считали и до сих пор считают артистом, для которого нет ничего невозможного. Картина получила три премии Венецианского кинофестиваля (в т. ч. «Золотого льва»), четыре премии «Оскар», премию Британской киноакадемии, два «Золотых глобуса» и премию Нью-Йоркских критиков.
Смотреть.
Самый «красивый» фильм по «Гамлету» принадлежит режиссеру Франко Дзеффирелли. с Мэлом Гибсоном в главной роли, что вызвало массу нареканий. Артиста обвинили в том, что он не сумел передать всех нюансов внутренних мучений персонажа. Однако в этом и была задумка режиссера: грубоватый парень «с соседней улицы» нужен был режиссеру, чтобы привлечь внимание молодежи. И это ему прекрасно удалось.
Смотреть
В 1990г. Том Стоппард снял фильм «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» по собственной пьесе, сделавшей его знаменитым в 60-х годах. Здесь история Принца Датского, увидена глазами второстепенных персонажей, которые приезжают в Данию, чтобы развеять тоску Гамлета. Показанная как бы из-за кулис, главная сюжетная линия пьесы Шекспира раскрывается с неожиданной, смешной и щемящей стороны.
Смотреть
Фильм Юрия Кары «Гамлет XXI век» в широкий прокат не вышел из-за своей длительности − 4 часа, и была выпущена только на DVD в 2011 г. В картине «…вместо дуэлей на шпагах — гонка, вместо писем — видеопослания, вместо классического саундтрека — композиции Deep Purple», − говорят создатели ленты.
Все остальные киноверсии «Гамлета» Вы можете найти здесь. и
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B0%D0%BC%D0%BB%D0%B5%D1%82
6. ПРИХОДИ НА МЕНЯ ПОСМОТРЕТЬ
У каждого режиссера — свой Гамлет. И дело не в трактовке образа, даже чисто внешне персонаж Шекспира кардинально менялся в течение лет и веков. Смотрите, сравнивайте, выбирайте.
И это еще не предел. Количество экранизаций культовой пьесы с каждым годом увеличивается. Достаточно сказать, что с самых первых лет существования кинематографа мечта всех артистов — сыграть Гамлета, а всех режиссёров — его поставить.