В известном фантастическом романе Герберта Уэллса «Машина времени», опубликованном в конце XIX века, главный герой, переместившись в будущее, попадает в библиотеку, управляемую роботом. Более века назад этот эпизод романа воспринимался, скорее всего, как еще одна авторская фантазия, далекая от практического воплощения. Сегодня прозорливость писателя о будущей роботизации библиотек находит подтверждение в практике работы многих современных библиотек.
Так, публичная библиотека Вестпорта штата Коннектикут (США) стала первой американской организацией, использующей в своей работе роботов. Роботы не заменяют персонал, а используются как необычное оборудование, с помощью которого подростки учатся основам компьютерного программирования и приобретают в неформальной обстановке опыт критического мышления и устранения неполадок в работе различных электронных устройств. Публике были представлены два гуманоидных работа, которые свободно передвигаются, могут танцевать и говорят на 19 языках.
А в библиотеке Чикагского университета, где книги хранятся в специальных трехъярусных стеллажах, специальная конструкция самостоятельно обнаруживает нужную книгу из общей коллекции в 3,5 млн. экземпляров. Среднее время поиска пяти книг составляет около двух с половиной минут.
В Японии создали робота, который позволяет читать книги в библиотеке, не заходя в нее. Он представляет собой коробку 50х45 см на колесах, обеспеченную цифровой видеокамерой и особой механической ручкой. Управление электронным библиотекарем осуществляется через Интернет. Для передвижения между книжными полками и объезда различных препятствий машина использует лазерную систему. Она способна выбрать книгу и своими механическими пальцами перелистывать страницы, передавая содержание на дисплей пользователя. Робот предназначен для занятых людей, у которых нет времени ходить в библиотеки. Теперь они могут читать книги, даже если библиотека закрыта. Однако металлический библиотекарь не способен возвращать книги назад, и разработчики готовы заняться его модернизацией. Чтобы проверить робота в «реальной жизни», его запустят в одну из библиотек.
В России роботы в библиотеках начали использоваться ещё в 2010 году, первые появились в двух московских библиотеках. Это вызвало настоящий фурор, привлекло внимание и увеличило количество читателей. Постепенно роботы стали внедряться в библиотеки других регионов.
Один из таких роботов появился в 2020 году и в Крыму. А точнее – в Центральной детской библиотеке Ленинской ЦБС. Робот-библиотекарь Таврик встречает юных посетителей и знакомит их с услугами библиотеки, показывает презентации и демонстрирует видеоролики.
Но роботы могут пригодиться не только в помещении библиотеки, рассекая между стеллажами и развлекая посетителей, но и помочь в организации работы в сети Интернет. Для этого используются чат-боты.
Чат-бот, или просто бот, не зря напоминает созвучное «робот». Действительно, определенная связь у этих понятий есть, только если у робота есть материальное, физическое воплощение со своими параметрами, габаритами и внешними характеристиками, то боты существуют в виртуальном пространстве.
Чат-бот (бот) – специальная программа, выполняющая автоматически или по заданному алгоритму определенные действия. Боты-программы позволяют упростить и ускорить коммуникацию между библиотекой и ее читателями, привлечь новую аудиторию. А также:
- бот может указать пользователю на ближайшую библиотеку;
- с помощью бота можно узнать график работы библиотеки, условия книговыдачи и возврата книг, что особенно актуально для студентов в предпенсионную пору, летом и после завершения ступени обучения;
- бот может выдавать читателям топ-10 популярных книг или, например, подборки необходимой учебной литературы по дисциплинам и направлениям подготовки, которую можно взять в вашей библиотеке;
- бот может собирать отзывы и пожелания от читателей на специальном канале в мессенджере;
- те же подкасты библиотека может размещать в своем Telegram-канале, а бот поможет подбирать подкасты по запросу пользователя;
- с помощью бота можно настроить поиск книг по героям, цитатам, сюжетным поворотам;
- библиотека с помощью бота может устраивать викторины по художественным произведениям или каким-то профильным областям знания или рассказывать о героях книг, авторах, истории создания романов и пр.
Роботы повсеместно становятся помощниками библиотекарей, но они никогда не смогут заменить настоящего профессионала своего дела.
«Поиск и доставку книг можно доверить роботу, однако заменить полностью библиотекаря робот никогда не cможет, – уверена Мария Веденяпина, директор Российской государственной детской библиотеки. – Работа с читателем, связанная с подбором книг, требует индивидуального подхода и не может быть доведена до автоматизма, да и работу с фондом, требующую высокой квалификации и критического мышления, специалисты библиотек оставят за собой».