Библиотека — это не сумма книг,
а система книг
В. Шкловский
|
Абросимова, Н.В. Библиографическая деятельность библиотеки [Текст] : учебно-практическое пособие / Н.В. Абросимова. — СПб. : Профессия, 2013. – 159 с. — (Азбука библиотечной профессии).
В книге в доступной форме раскрыты основные процессы библиографической деятельности библиотеки: библиографирование документов, создание справочно-библиографического аппарата библиотеки, справочно-библиографическое обслуживание, библиографическое информирование, управление библиографической деятельностью библиотеки. Издание предназначено для работников библиотек, не имеющих специального образования, а также для студентов библиотечно-информационных факультетов вузов и колледжей культуры. |
|
Гордукалова Г. Ф. Документоведение [Текст]. Ч. 1. Общее документоведение : учебник / Г. Ф. Гордукалова, Т. В. Захарчук, Е. А. Плешкевич ; науч. ред. Г. В. Михеева. – СПб. : Профессия, 2016. – 320 с. — (Учебник для бакалавров).
В учебнике рассматриваются место и роль документа в системе социальных коммуникаций. Представлены разновидности первичных документов и их ценностные свойства (оригинальность, достоверность, точность и др.). Показано предназначение документов для определенных групп пользователей, возможности их создания и использования на разных этапах научно-практической деятельности, в библиотечно-информационной сфере. Характеризуются структуры и закономерности развития документального потока (динамика роста, старения и актуализации, рассеяния, фрагментарности и дублирования публикаций), а также особенности их проявления в электронной среде. Обобщены представления о многоаспектной классификации документов, их ценностных свойствах, функциях, видах и формах представления, об их предназначении для определенных групп пользователей и отдельных этапов научно-производственной деятельности. Включен обзор развития документоведения как науки и его современного состояния. В учебник впервые введена глава «Прикладные исследования», в которой даны рекомендации по совершенствованию библиотечных процессов на основе измерения отдельных параметров документального потока. Для более углубленного изучения курса каждая глава снабжена списками основной литературы. |
|
Документоведение [Текст]. Ч. 2. Книговедение и история книги : учебник / под ред. Д.А. Эльяшевича. – СПб. : Профессия, 2013. – 464 с. : ил. – (Учебник для бакалавров).
В учебнике, подготовленном ведущими отечественными книговедами, представлен современный взгляд на теорию книговедения, историю письма, книги и книжного дела от античности до наших дней. Подробно и всесторонне рассматриваются национальные, технологические и иные особенности развития книгопроизводства и книгораспространения. Историческим сведениям предпослана глава, посвященная основам теории книговедения. Внутри каждого исторического периода материал группируется по регионам и странам. Отбор стран и объём информации о каждой стране определяются степенью изученности книжного дела, значением национальной значимости развития книги в общемировом масштабе. В учебнике представлена история книги русской эмиграции ХХ в. Уделяется также внимание вопросам книгооформления. |
|
Серебрянникова, Т. О. Библиотечные каталоги [Текст] : учебно-практическое пособие / Т. О. Серебрянникова, М. В. Стегаева. – СПб. : Профессия, 2016. — 144 с. — (Азбука библиотечной профессии).
В пособии дается общее представление об одном из важнейших элементов системы справочно-поискового аппарата библиотеки — библиотечных каталогах. Авторы подробно характеризуют основные виды каталогов, имеющиеся в современной библиотеке, раскрывают проблемы их организации, ведения, редактирования и оформления. Особое внимание уделено технологиям создания и поиска в электронном каталоге. Рассмотрены виды сводных каталогов и технология корпоративной каталогизации. В приложениях представлены технология формирования оригинальной машиночитаемой записи и примеры поиска информации в Сводном каталоге библиотек России. Содержание пособия в значительной степени визуализировано, что облегчает его использование. Проверить степень усвоения знаний можно с помощью вопросов для самопроверки. Издание предназначено для работников библиотек, не имеющих специального образования, а также для студентов библиотечно-информационных факультетов вузов и колледжей культуры. |
|
Скарук, Г. А. Систематизация документов [Текст] : учебно-практическое пособие / Г. А. Скарук. – СПб. : Профессия, 2014. — 112 с. — (Азбука библиотечной профессии).
В пособии дается общее представление об одном из важнейших процессов аналитико-синтетической переработки информации — систематизации документов. Автор рассматривает различные классификационные системы, приводит методику систематизации по различным информационно-поисковым языкам. Содержание пособия в значительной степени визуализировано, что облегчает его использование. Издание адресовано работникам библиотек, не имеющих специального образования и может быть полезно студентам библиотечно-информационных факультетов вузов и колледжей. |
|
Справочно-поисковый аппарат библиотеки [Текст] : учебник / ред. И. С. Пилко. – СПб. : Профессия, 2015. — 288 с. — (Учебник для бакалавров).
В учебнике освещены теоретико-методические и организационно-технологические аспекты создания и эксплуатации справочно-поискового аппарата библиотеки. Подробно охарактеризованы каталоги, картотеки, базы данных, справочно-библиографический фонд, сетевые ресурсы, фонд неопубликованных библиографических пособий и их поисковые возможности, раскрыты вопросы управления справочно-поисковым аппаратом, межбиблиотечного взаимодействия в каталогизационных процессах. Проведен сравнительный анализ справочно-поискового аппарата библиотек, служб информации, архивов и музеев.
Учебник — первый опыт комплексного освещения вопросов формирования и использования справочно-поискового аппарата библиотеки, его традиционных (карточных и печатных) и электронных компонентов. Издание адресовано студентам бакалавриата, обучающимся по направлению подготовки «Библиотечно-информационная деятельность», преподавателям. |
|
Столяров, Ю. Н. Библиотечный фонд [Текст] : учебник / Ю. Н. Столяров. – СПб. : Профессия, 2015. — 384 с. — (Учебник для бакалавров).
В учебнике освещён весь комплекс вопросов, связанных с функционированием библиотечного фонда библиотек различных типов и видов. Библиотечный фонд представлен как сложная система, имеющая подсистемы и элементы, обладающая специфическими признаками, свойствами и функциями. Рассмотрено место библиотечного фонда в системе документных фондов страны. Изложенные теоретические положения служат фундаментом для понимания и постановки технологии функционирования библиотечного фонда, т. е. его комплектования, учёта, обработки, размещения и сохранения, а также доставки документов библиотечным пользователям. Учебник представляет интерес для бакалавров библиотечных факультетов, преподавателей и аспирантов, преподающих библиотечный курс и ведущих соответствующие исследования. Он может быть использован в структурах, занимающихся подготовкой, повышением квалификации и переподготовкой библиотечных кадров, их дополнительным образованием, а также практиками — фондохранителями, комплектаторами и обработчиками документов для самообразования. |
|
Сукиасян, Э. Р. Практическое документоведение [Текст] : учебно-практическое пособие / Э. Р. Сукиасян. – СПб. : Профессия, 2014. — 96 с. — (Азбука библиотечной профессии).
Пособие по профессиональному самообразованию для библиотекарей-практиков написано одним из ведущих специалистов в области библиотечного дела Э. Р. Сукиасяном на основе курса лекций, прочитанных им в АПРИКТе. Автор вводит читателя в мир практической работы с документами, рассказывает об истории письменности, основах графики и письма, алфавитах различных языков, о цифрах и числительных. В главе о семиотике показаны самые различные системы передачи информации и кодирования — от азбуки Морзе и системы Брайля до современных пиктограмм, шахматной нотации и стенографии. Рассмотрены практические вопросы, связанные с отдельными видами документов (карты, ноты, изоиздания), особенностями их хранения, отражения в системе каталогов, обслуживания читателей и др. Автор убеждает: надо непрерывно учиться видеть новое, в том числе — в мире окружающих нас документов и ресурсов. Книга предназначена для широкого круга читателей, в первую очередь — библиотекарей-практиков, не имеющих специального образования, работников культуры, а также для студентов и преподавателей вузов. |