Инна Ивановна Козеева родилась 21 октября 1940 года в России, на Урале, в Перми. В 1947 году семья переехала в Ялту. Будущая поэтесса училась в СШ №5 им. Антона Павловича Чехова. Писала стихи, оформляла стенную газету. Заметки и информации школьницы стала печатать в периодическом издании «Курортная газета».
Получив диплом Крымского педагогического института, преподавала физику в школах Симферополя и Ялты. Более 20 лет работала экскурсоводом Ялтинского бюро путешествий и экскурсий. Работала референтом в обществе «Знание», научным сотрудником краеведческого музея, методистом «Поляны сказок».
Стихи для детей Инна Ивановна стала писать, когда в детский сад пошел её внук. Много раз произведения талантливого автора печатались в газетах, передавались по радио.
Для детей написаны книги стихов: «Расти, малыш!», «Школьные звонки», о Ялте и Крыме – «Солнечной улыбкою согрета», «Ласкаемый волной морскою…», «Город, достойный поклонения», «Во славу Отчизны» и другие.
Сейчас издано 15 книг и 13 выпусков альманаха «Лучик солнца», главным редактором которого является Инна Козеева. У поэтессы даже есть одноименное стихотворение, каждая строчка которого проникнута любовью к природе и радости бытия:
Утром я взглянул в оконце:
Из-за моря всходит солнце!
Вспыхнул красный луч-фломастер –
Приступил к работе мастер.
Луч скользнул по небесам,
Облакам, горам, лесам.
Всё проснулось, улыбнулось,
Заалело и запело.
Я смеюсь, ведь лучик солнца
Заглянул ко мне в оконце!
Автор продолжает активно сотрудничать с газетами «Крымские известия» и «Литературная газета+Курьер культуры: Крым – Севастополь».
Стихи Инны Козеевой декламируют на фестивалях и литературных конкурсах. На её стихи написано множество весёлых детских песен.
Инна Ивановна – Член Союза русских, украинских и белорусских писателей Автономной Республики Крым; Международного сообщества писательских союзов (г. Москва); Член Союза писателей России; Лауреат премии имени Антона Павловича Чехова (Крым).
Творчество поэтессы в основном ориентировано на детскую аудиторию, которая таким образом – через высокое поэтическое слово – обучается базовым основам жизни, включающим в себя воспитание высоких этических идеалов честности, доброты и взаимоуважения. Так, в стихотворении «Вежливые слова» говорится о том, как важно с детства воспитывать правильную культуру общения:
«Вежливые» слова»
Как таблицу умноженья,
Каждый их обязан знать,
В будний день и в воскресенье
В школе, дома повторять:
«Будьте так добры», «Простите»,
«Да, пожалуйста, дарю»,
«Нет, спасибо», «Извините»,
«От души благодарю» …
Слов немало есть на свете
Для воспитанных людей,
И они помогут, дети,
Верных вам найти друзей!
Если говорить о творчестве поэтессы в целом, то, кроме детской поэзии, её перу принадлежит множество произведений для более старшей аудитории. Каждое из них учит доброте, дружбе, взаимовыручке и любви – настоящей и искренней, отношениям, в простоте и безыскусности которых кроется секрет истинного счастья.
Так, например, в стихотворении «Цветы любви» говорится о любви, основывающейся на широких гуманистических принципах уважения ко всему живому:
Нечасто дарят женщинам цветы,
Казалось бы, что ничего нет проще:
Купить букет на рынке можешь ты
Иль на лугу нарвать его, иль в роще.
Но тот, кто любит искренне тебя,
Сам вырастит камелии и розы;
Он в летний зной не пощадит себя
И в лютые февральские морозы.
Для Ольги Книппер Чехов целый сад
Взрастил на горном склоне каменистом;
Преподнести любимой был он рад
Тот сад и ручеек кристально чистый.
Не рвите и не режьте вы цветы –
Растите их, лелея, для любимой:
В них прелесть сокровенной красоты
Любви – единственной, неповторимой!
Интересно, что «чеховская» тема продолжается и в следующем стихотворении:
Хозяйка чеховского дома
Сестра и брат, Мария и Антон,
Кристально чист был их сердец союз;
Наследие – цветущий сад и дом,
Не просто дом – музей, обитель муз!
Здесь в комнатах уют и чистота –
Плоды заботы женских рук и глаз.
Царит и ныне та же доброта,
Которой дом встречал гостей до нас.
Здесь тенор пел прелестней соловья,
Звучали бас, сопрано, баритон;
Внимала им вся Чеховых семья
И дом – он был, как чуткий камертон.
Поэзии высокой вечера
Сменяли скрипка и виолончель.
Казалось, это было все вчера.
Увы, в далеком прошлом тот апрель.
Пройдись по дому в тишине один,
Ты словно побывал на вернисаже –
Так много в доме Чехова картин:
Портреты, натюрморты и пейзажи.
Вот гладь реки, темнеют берега,
Тиха вода и будто не течет;
Луг ночью, сенокос, луна, стога –
Как в красках всё здесь трепетно живёт!
Венчает дом «светлица» – мезонин,
Там комнатка Марии в вышине.
Вообрази хотя б на миг один,
Что видишь ты лицо её в окне.
Сам Чехов говорил не раз всерьёз,
Прогуливаясь с гостем не спеша:
«Без Маши дом – как небеса без звёзд.
Она его хозяйка и душа».
Сестра и брат, Мария и Антон,
Кристально чист был их сердец союз;
Наследие – цветущий сад и дом,
Не просто дом – музей, обитель муз!
Особое внимание поэтесса уделяет и истории родной страны, создавая потрясающие по своей глубине произведения на историческую тематику:
Сказание о памятнике
у подножия Сапун-горы
Шла по крымской дороге, опалённой войной,
Мать, в чьём сердце стучало: «Мой сыночек
родной,
Я спешу к тебе, милый, чтоб тебя увидать,
Чтоб тебя, мой родимый, нежно к сердцу прижать.
Супостатам тебя не позволю убить,
Я готова собою жизнь твою защитить!»
Впереди – Севастополь, канонада слышней,
Здесь бои за высоты шли уж несколько дней.
Там, где раньше пшеницей колосились поля,
В адских огненных муках содрогалась земля!..
Часовой крикнул строго: «Стой, куда же ты, мать?»
И она отвечала: «О сыночке узнать…»
В блиндаже у комдива стала слёзно просить:
«Мне б свидание с сыном…» – «Не могу разрешить:
Полк, где сын твой, штурмует там, на склоне горы,
Вражьи доты и дзоты. Подожди до поры».
И тогда на колени опускается мать:
«Дай в последний разочек сына мне повидать!»
По камням раскалённым мать бесстрашно ползёт –
Из окопа в траншею, ищет сына, зовёт.
И летит перед нею, словно птица, молва:
«Чья-то мать ищет сына, сына ищет, братва!»
И у каждого сердце вмиг забилось сильней –
Словно вспыхнул свет добрых материнских очей!
И неведомой силой вдруг тела налились,
На фашистов в атаку в полный рост поднялись!
Смяли вражьи заслоны, словно вихрь огневой,
Алый флаг водрузили над Священной горой!
…И стоит – уже в бронзе – с той военной поры
Мать, обнявшая сына, у подножья горы.
Весомый вклад Инны Козеевой в популяризацию писательского мастерства среди молодого поколения и включенность её творчества в культурный и исторический контекст позволяет нам говорить о том, что имя данного автора золотыми буквами вписано в классику крымской литературы.